Как структурировать текст, чтобы его дочитывалиКак структурировать текст: правила удержания внимания читателей
ЖК

Как структурировать текст, чтобы его дочитывали

Правила структуры текста для эпохи TikTok: как удержать внимание читателя с клиповым мышлением

Поделиться с сочувствующими

Поддержать рублём
Как структурировать текст, чтобы его дочитывали
Ян Кулаков Ян Кулаков читать 7 мин
• • •

Сейчас тексты длиннее 2 000 знаков считаются «лонгридами». Их почти никто не дочитывает до конца.

Реальность такая, что у людей сейчас клиповое мышление. Люди залипают в тиктоке, где одно видео длится в среднем 30 секунд. Листают VK клипы , где не надо удерживать внимание дольше минуты. Параллельно отвечают на сообщения в трех мессенджерах, проверяют почту и пытаются работать.

В таких условиях структурировать текст правильно — это один из немногих способов достучаться до читателя.

В статье покажу, как сделать текст, чтобы он:

  • Удержал внимание даже самого распылённого читателя
  • Донёс главную мысль даже при чтении по диагонали
  • Продал без навязчивых призывов к действию

Спойлер: всё дело в грамотной структуре. И она работает для любых текстов — лендингов, статей в блоге, документации по продукту, постов в соцсетях и рекламы.

💡 Чтение по диагонали — это когда читатель не вникает в каждое слово, а быстро сканирует текст взглядом. Мозг цепляется за заголовки, начало абзацев и выделенные элементы. Остальное — в топку.

Так сейчас читают почти все, потому что:

• Дел до жопы
• Времени в обрез
• Информации слишком много
• Привычка к тиктоку и клипам

В итоге из текста усваивается только половина, если повезёт.

Долго читал по-диагонали
Долго читал по-диагонали

Главное — в первые 20% текста

Это как новостная молния: сначала главное, потом детали, а в конце — бэкграунд. Потому что до деталей просто не доберётся половина твоих читателей.

Структура текста состоит из трёх уровней:

  • Первый экран — самая мякотка, главная мысль, мясо
  • Середина — подробности для тех, кому реально надо
  • Конец — дополнительная инфа для самых упоротых

Половина читателей дальше первого экрана не пройдёт. Поэтому вываливай всё самое важное в начале, как в новостной молнии.

Как это работает на практике

☠️ Нет

История нашей компании началась в 2010 году, когда группа энтузиастов решила изменить подход к бизнес-аналитике. За эти годы мы накопили колоссальный опыт работы с разными отраслями бизнеса, от малых предприятий до крупных корпораций. Наши специалисты регулярно проходят сертификацию и участвуют в международных конференциях.

В результате многолетних исследований и постоянного совершенствования технологий наша компания разработала инновационное программное решение, которое позволяет существенно оптимизировать рабочие процессы и добиться впечатляющих результатов в развитии бизнеса.

Наша команда профессионалов использует передовые методики анализа данных и искусственный интеллект для создания комплексных отчетов, которые помогут вам принимать взвешенные решения на основе актуальной информации о вашем бизнесе. Мы гордимся тем, что каждый наш клиент получает индивидуальный подход и высочайший уровень сервиса бла бла блаблаблаблабла»
🦄 Да

НАЧАЛО (20% текста, самое важное):
«Новый сервис аналитики экономит 40 часов работы в месяц. Подключается через API за 15 минут. Интегрируется с любой CRM. Первый месяц — бесплатно, чтобы вы могли проверить результаты на своих данных.»

СЕРЕДИНА (30%, детали):
«Сервис анализирует поведение клиентов на сайте, строит воронки продаж и показывает узкие места в бизнес-процессах. Вы получаете готовые отчеты каждое утро на почту. Все данные можно выгрузить в Excel или Google Sheets.»

КОНЕЦ (50%, бэкграунд):
«Мы разработали этот сервис в 2023 году, после анализа основных проблем малого и среднего бизнеса с аналитикой. В команде работают аналитики с опытом в Яндекс.Метрике и Google Analytics. Офисы компании находятся в Москве и Санкт-Петербурге, техподдержка работает круглосуточно.»
80% пользы — в первых 20% текста

Пользу — в начало
Пользу — в начало

Три кита структуры, которые держат внимание

🐋 Заголовки как спойлеры

Забудь про заголовки-загадки. Каждый заголовок должен спойлерить содержание следующего модуля.

Смотри, как работает:

☠️ Невероятное открытие Читатель не понимает, о чём пойдёт речь. Скипнет и пойдёт дальше.
☠️ Вы будете удивлены Кликбейт всех достал. У людей нет времени на загадки.
🦄 Как юристы экономят 40 часов на составлении договоров Сразу ясно, о чем текст, и какая польза.

🐋 Смысловые модули

  • Один модуль — одна мысль. Это помогает читателю переварить информацию порциями.
  • Размер модуля — максимум 3-4 абзаца. Больше — и внимание рассеивается.
  • Связки между модулями или визуальные разделители. Они дают мозгу микропаузу для усвоения информации.

🐋 Крючки внимания

Твой враг — серая простыня текста. Разбавляй контент:

  • Маркированные списки — помогают структурировать информацию.
  • Врезки и сноски — помогают сразу выделить главную мысль модуля.
  • Таблицы сравнений — наглядно показывают разницу.
  • Примеры из жизни — переводят теорию в практику.
  • Иконки и эмодзи — размечают важные места.
  • Мемные картинки — встряхивают внимание.

Но не устраивай цирк — крючок должен усиливать смысл, а не отвлекать от него.

Плохая и хорошая структура
Плохая и хорошая структура

От стены текста к чёткой структуре: разбираем на практике

Возьмём типичное описание онлайн-курса по Таро и переделаем его, чтобы целевой клиент курса дочитал до конца и понял ценность.

☠️ Было

«Приглашаем Вас на авторский онлайн-курс по картам Таро. В ходе обучения вы познакомитесь с древним искусством гадания и предсказаний, изучите значения всех карт и научитесь их интерпретировать. Программа курса включает в себя теоретические и практические занятия, домашние задания и работу с проверенными раскладами. Вы получите доступ к обширной базе знаний, личные консультации от опытного таролога и сертификат по окончании обучения. Научитесь понимать скрытый смысл карт и сможете делать точные предсказания. Старт потока 15 января.»

🦄 Стало

Обучение Таро онлайн: от новичка до практикующего таролога за 8 недель

За два месяца ты научишься читать карты Таро без шпаргалок и делать профессиональные расклады. Главное — начнешь зарабатывать на консультациях уже во время обучения.

💡 Важно: этот курс не для домашних гаданий. Мы готовим практикующих тарологов для работы с частными и корпоративными клиентами.

Обучение построено на практике: два занятия в неделю по 2 часа, где ты сразу применяешь знания на реальных вопросах. Преподаватель даёт обратную связь по каждому раскладу. Все записи занятий останутся у тебя навсегда.

🎓 Что ты получишь:

  • 30+ работающих раскладов для консультаций
  • Первые 5 платных клиентов ещё во время учебы
  • Сертификат и портфолио для старта практики
  • Полную окупаемость курса ещё до его завершения

💰 Условия участия:

  • 8 недель обучения — 45 000 ₽
  • Рассрочка на 3 месяца
  • Запись на пробное занятие за 990 ₽

Записаться на курс

Чувствуешь, запахло наебаловом классным курсом?

Как структурировать текст: главное

1. Переверни пирамиду:

  • Главное — в первые 20% текста
  • Детали — в середину
  • Все остальное — в конец

2. Используй три кита структуры:

  • Заголовки-спойлеры вместо загадок
  • Смысловые модули по одной мысли
  • Крючки внимания для важного

3. Помни про современного читателя:

  • Он сканирует, а не читает
  • Его внимание постоянно убегает
  • Ему нужна суть, а не вода

В следующей статье — как писать заголовки, от которых не тошнит.

Поделиться с сочувствующими

0 людям понравилось

Поддержите журнал рублём

Если вам пригодился мой контент, поддержите работу хостинга, чтобы блог продолжал работать и делать этот мир чуточку понятнее 🤗

QR код для доната
Поддержать рублём
https://pay.cloudtips.ru/p/628d0396
• • •
Ян Кулаков
Ян Кулаков

Главред журнала «Капирайтер» и ценитель шерстяных котов.

• • •

Полезное на эту тему

Как пользоваться нейросетью, чтобы получать от неё то, что тебе нужно

Как пользоваться нейросетью, чтобы получать от неё то, что тебе нужно

Большинство людей получают от нейросетей шаблонные тексты, потому что не умеют правильно формулировать запросы. Разбираем 4 ключевых компонента эффективного общения с ИИ: цель, задача, контекст и ожидаемый результат.

Нейросети для копирайтера: 3 инструмента, которые главред использует каждый день

Нейросети для копирайтера: 3 инструмента, которые главред использует каждый день

Три года назад мы ржали над текстами ChatGPT, а сегодня я использую нейронки каждый день. Личный опыт применения трёх AI-инструментов для конкретных задач: от генерации текстов и создания картинок до фактчекинга и кодинга.